Потерянные во времени

Часть первая "от берегов Японского моря до берегов Оби.

                           Ангелам дорог посвящается

Во Владике третий солнечный день за лето. Начало августа.

- Привет! Отлично выглядишь. Загорела…Когда успела?

- Горный Алтай.

- Ого! Завидую…

- Не надо завидовать – собирайся и в путь!

- Не могу – работа (дети, родители, обязательства, нет машины, машина есть, но не та, нет денег…).  Вариантов масса.

Встречи, звонки, друзья, знакомые…

Смыта пыль дорог. В парикмахерской наведен рабочий лоск. Сорик переобут и прошел ТО. Раскладываю фото по дням путешествия. Скидываю треки с GPS в компьютер. Листаю «Бортовой журнал» и даю точкам-крестикам, обозначенным цифрами, имена собственные, заново проходя этот длинный – короткий путь: Владивосток-Элекмонар-Владивосток.

Когда начинаются наши путешествия? Когда Ангел шепнет на ухо: «Ты свободна!»

- О нет, Ты ошибаешься! У меня столько обязательств перед клиентами, перед родными! У меня важная работа. Столько людей зависит от меня, и я завишу от них. Я не могу уехать дольше, чем на неделю.

- ТЫ СВОБОДНА!- продолжает смеяться Ангел, и бросает в лицо порывы ветра, рвет и путает волосы.

- ВСПОМНИ! Вспомни – КТО ТЫ! Вспомни свои цвета и свою музыку. Вспомни просторы полей и вершины гор. Вспомни грохот водопадов и тишину бриллиантовых вод горных озер. Вспомни теплую шею коня, ощути шелковистость его кожи. Вспомни, КТО ТЫ НА САМОМ ДЕЛЕ!

- ТЫ СВОБОДНА! – поет Ангел.

И я подхватываю эту песнь. Вплетаю в нее свои ноты, раскрашиваю своими цветами. Я узнаю себя, себя – настоящую, себя – свободную, себя – на пороге путешествия.



 


- Наконец-то она знает, чего хочет! – радостно перемигиваются Ангелы. - Наконец у нас появилась работа – осуществление путешествия!

Была осень 2008 года. Работа без отпусков, авто, не подходящее для долгих поездок по бездорожью.

Вопрос «куда ехать?» -  уже не стоял. Обязательно кони, а значит – Горный Алтай.

В поисках ответа – на чем ехать, захожу на http://www.drom.ru/ Внимание привлекает Kia Sorento. Рама, задний мост – не паркетник. Цена приемлема (с учетом продажи имеющегося Escudo). Пару вечеров листаю отзывы, нахожу клуб сорентоводов. Прочитанное закрепляет первое впечатление. Еду смотреть. Первый же увиденный Сорик 2002года, без пробега по нашим дорогам, просится забрать его с собой.

- Не сейчас, дорогой. Сейчас у меня на тебя нет средств. Но Ангелы путешествий не дремлют: по дороге с рынка звонок – со мной готовы встретиться для возврата долга. Смотрю еще несколько авто, и конечно же – беру первый.

 

В феврале подбираем маршрут – конный 10-ти дневный поход «К замкам горных духов», в марте выкупаем путевки. Начинаю составлять список в дорогу. По авто одно сожаление – при покупке не акцентировали внимание на отсутствии лыж. После долгих колебаний решаю не ставить. А вот спальник в салоне просто необходим. Захожу на форум. Тема актуальна, хотя  не для всех модификаций. Устраивающих меня предложений нет. Мои требования – возможность отдыхать на ходу и на стоянках, при этом не заниматься постоянной перекладкой вещей. С друзьями из СТК «Рубеж» г.Уссурийск проектируем конструкцию из металла и дерева.

 



 

Перелистываю записи подготовки к поездке:

Уроки верховой езды +

Научиться рисовать лошадей +

Научиться работать с GPS +

Спальник в авто +

Снять пороги +

А где же – проверить домкрат, продиагностировать ходовку???

Увы, не нахожу. При покупке на одометре 76тыс. км, за полгода, к июлю пройдено около 13 тыс. км - без каких-либо нареканий. Решила, что проводить диагностику перед поездкой – только себя пугать. А вот штатный гидравлический домкрат не мешало бы проверить.

 

С 4 июля отпуск у Сергея, с 14-го наш поход. Берем на дорогу Владивосток-Горно-Алтайск 10 дней. Чем ближе к июлю, тем стремительнее летит время. Вечерами захожу на drom.ru, читаю отчеты и комментарии. Места, вроде «перегон умирает, местное население выходит с берданками на дорогу» и т.п., пролистываю сразу.

Чем ближе к поездке, тем больше работы. Но говорю твердое «нет» всем обстоятельствам, пытающимся встать между мной и дорогой. В последние дни куплен «атлас перегонов» - Чита-Владивосток, а главное- распечатана легенда трассы «Амур», составленная Mat Zo (http://supreme.name/files/track_fd_amur.xls) . 

Накануне, 3.07.09 загружаем авто. Все вещи благополучно умещаются под «спальником». Сверху – самонадувающиеся туристические коврики, спальные мешки  и ноутбук.

 

04 июля стартуем в 07.07час. – счастливое число, специально не подгадывали, просто так получилось. На одометре 89 546км. В Хабаровске запланирована встреча с друзьями, так что пока поездка ощущается как прогулка в гости. К 12-ти останавливаемся на обед под Дальнереченском. В 17-30 подъезжаем к Хабаровскому КП, где нас встречает Владимир. У дома выгружаем гостинцы – закупленную в дороге клубнику и грибы. Пройдено 810км. Неспешно течет вечер, не смотря на первый час ночи, расходиться на хочется, но с утра – начало настоящего пути.

 

05 июля выезжаем в 07.10. От стоянки мост через Амур – в прямой видимости. Поскольку вчера я весь день была за рулем, занимаю место штурмана. Мои обязанности – карты, фото и GPS. Через 9 минут мы в ЕАО, где нам обещаны хорошие дороги. На первой «Роснефти» заливаем полный бак дизеля. Приморскую карту принимают без вопросов, что дает 1,04 рубля скидки за литр. Мелочь, а приятно.

 


 


Биробиджан проезжаем стороной по новой объездной трассе. Делаю пометку в журнале –«Трасса СУПЕР!».

 

За поворотом на Биру - первый, обещанный Легендой, участок грунта – 14км. По факту – уже 8км, что радует. Удивляет поливальная машина, которая сбивает пыль на гравийке. 

 

На восток укладывают асфальт. На обратном пути этого участка уже нет

В районе Биракана, как и обещано, получаем еще 12 км «Premium» гравия – 80-100 км/ч без напряга. Перегоны летят больше.

 

Окружающий пейзаж не дает зацепиться глазу. Вдоль дороги болота, болота и еще раз болота. Этим и запомнилась ЕАО, и еще – огромным оводами на обратном пути.

 
 

§

А дороги (там, где они есть), действительно хороши. Проскакиваем ЕАО с востока на запад за 4 часа. 

Поначалу делаем попытки отмечать грунтовые участки и асфальт. Вскоре понимаем, что к нашему возвращению эта информация сильно устареет. Строительство идет ударными темпами 

  • Рассчитывая дома перед поездкой маршрут, планировали доехать в этот день до Шимановска, а при благоприятном раскладе – до Сиваков. Поскольку в GPS загружена только карта Приморского края, по ходу движения пишем собственный трек, отмечая поселки, съезды, АЗС, кафе, шиномонтажки, паркинги и посты ДПС. Час тратим на обед под Архарой. Съедобно, но долго и не очень чисто, на троечку. Отмечаем площадку для ночлега. Сажусь за руль. Как выяснилось – послеобеденное время – не мое. До Белогорска отчаянно борюсь со сном. За бортом +28. Возникает настоятельная потребность найти водоем.

 

За селом Украинка съезд к озеру с прохладной голубой водой.


Именно сейчас приходит ощущение отпуска и полной Свободы. Мы можем ехать с какой пожелаем скоростью, можем останавливаться, где захотим. Мы абсолютно Свободны. В голове крутятся строчки Чижа «пусть с опозданьем, но я все же буду там,  где меня ждут». Нас ждут в Баранголе, за 6 тыс. км, но запас времени на дорогу позволяет не ощущать ни какой зависимости от даты начала похода. Я знаю, что мы приедем без опозданий

Проезжаем мост через Зею


За Падью Большой дорогу преграждают кучи гравия. Имеется табличка со схемойобъезда. Вообще-то поехать можно, но неизвестна протяженность участка и обстановка с другой стороны. Опять сверяемся по Mat Zoo - у него обозначен проезд через Свободный.

 

Свернув, едем по  хорошей гравийке вдоль реки Большая Пера, на которой есть приличный пляж.

Объездная выводит на трассу в районе Углегорска. К Сивакам (запланированное место ночлега) подъезжаем рано не то, что бы для ночевки, но даже для ужина. Предполагаемый на сегодня Легендой трассы Амур участок бездорожья по сравнению с октябрем 2008-го сократился минимум на треть. Местный фаст-фуд не пробуждает нашего аппетита. Общаемся с ребятами – перегонщики из Владика на трех авто, с которыми сегодня весь день играли в обгонялки. Они проходили трассу месяц назад. Критически осматривают нашу машину и советуют двигать до Тахтамыгды. От них узнаем, что сумерки наступят к полуночи, А ночи, как таковой, не будет вовсе. Решаем ехать до Магдагачи, где и поискать ночлег. 

 

На свежей трассе Сорик разгоняется незаметно

По указателям сворачиваем на Магдагачи и утыкаемся в горы щебня, между которых снует строительная техника. На наши вопросы, реально ли по этой дороге проехать в поселок, не попадем ли в тупик, водитель – бурят равнодушно пожимает плечами: мой участок здесь, есть ли там вообще поселок, я не знаю. Еще не выветрившаяся тяга к комфорту и цивилизации коварно крадет у нас около часа времени в поисках объезда. В итоге побеждает разумное решение ехать дальше. Около 22-х подъезжаем к Гонже. Поселок в 40м от трассы. Путеводитель обещает кафе и место ночлега в 100м слева. Со второго захода обнаруживаем вывеску у забора «домашняя кухня». Как ни странно, нас ждут – через 10 минут на летней кухне хозяева подают борщ с котлетами, сдабривая ужин рассказами о лучших временах (до подъема пошлин), когда от их двора до Транссиба яблоку негде было упасть от перегонов. Сейчас один- другой заедет. Не смотря на сетования хозяева  не теряют оптимизма (наутро к шести часам уже шкварчит обед, явно не на одну семью, а в ожидании заблудших путников). Ну, вот и пришла пора опробовать наш спальник. Надуваем коврики, открываем окно, заблаговременно оборудованное противомоскитной сеткой, и устраиваемся с полным комфортом.Время  к полуночи, на небе полная луна. Ночи действительно нет.

Подсчитываем итог дня – 1138км. Сожалеем о времени, потраченном на Магдагачи. Впустую ушел час, могли бы проехать больше.  – Первый симптом дорожной болезни. Забегая вперед – это был самый длинный день по пройденному расстоянию.

Перед сном успеваю послать «Спасибо» Диме и Мише, воплотившим в жизнь конструкцию спальника.

Амурская область. Где-то между  Углегорском и Гонжей

Ночь в Гонже

О6 июля 2009

 

Утром обнаруживаем вчерашних знакомых и  еще три авто перегонов, которые стоят у соседнего двора под вывеской «домашняя кухня», которую мы в сумерках не заметили. После завтрака решаем заняться авто. Судя по «Легенде» сегодня самый гравийный день - примерно 460 км. Запланировано дойти хотя бы до Могочи. Но это по домашним подсчетам, и от Сиваков. С учетом количества грунта решаем, наконец, закрыть лобовое стекло по периметру «жидким стеклом», приобретенным еще в Уссурийске, и обклеить фендера  аптечным пластырем, которого запасено 20 рулонов.  Раскраиваем стекло, закрепляем по периметру скотчем на «лобовухе», закрываем противотуманки. С пластырем проблема. Переворачиваем всю машину, но немаленький по габаритам синенький пакет как в воду канул. Видимо, забыли все-таки дома. Что ж, не судьба. Пластырь всплыл уже в Баранголе и большей частью был дарован в аптечку базового лагеря. В дороге пострадали только нижние части фендеров над арками задних колес, да после тщательной мойки выявились микроскопические сколы по мордочке. Во многом выручили поставленные в последний день широкие брызговики. За этими хлопотами выезжаем в 8 часов.

Часть перегонов уже стартанули, другие - спят.

Через час пути начинается ливень, включаю дворники. Через 15 минут сквозь шум дождя и музыки прорывается жуткий гул. Первая мысль – что-то с движком. Однако – с чего бы? Причина находится быстро: дворники подорвали наше сооружение из жидкого стекла и скотча, создав аэродинамическую трубу.  Остановка. Отрываем утренние труды. Итого, защита лобового стекла прослужила 1 час, 15 минут. На оклейку ушло примерно столько же.  

До поворота на Талдан пролетели по свежему асфальту

В районе Сковородино  кипит работа во всех направлениях. Много техники, местами приходится ждать разъезда с рабочими механизмами и со встречкой. Вдоль дороги сборные мини-заводы. Щиты на трассе обещают сдачу в ноябре 2009-го. Глядя на размах строительства, начинаем в это верить.   В районе Тахтамыгды еще 17 км новой дороги (а ведь могли бы доехать еще вчера!). Участки гравия бизнес класса (80-100 км/ч) переходят в асфальт в районе Уруши. У поворота на Ерофей Павловича  решаем заправиться, но контейнер на трассе не внушает доверия. Совершаем очередную ошибку - едем в поселок. Местная АЗС обнаружена на окраине. Листочек на окошке оператора гласит, что света не будет до 17 часов. Возвращаемся на трассу и заправляемся тем, что есть, первый раз используя присадку. Дождь сбивает дорожную пыль. Едется легко. На ходу перекусываем конфетками от Ерофей Палыча.


В 16 решаем пообедать. Дождь

временно затих, и мы съезжаем на

площадку – отсыпку для будущего

паркинга.    

2284км от дома – въезжаем в Читинскую область. Дорога намного легче, чем можно себе представить по некоторым отчетам. Оно и понятно, столько уже сделано. Хотя, думаю, что дело не только в качестве  покрытия, но и во внутреннем настрое на дорогу. В 19 часов ужинаем в Могочи. Общаемся с водителями. У нас спрашивают как до поворота на Невер. 

-         Что сказать? – Нормальная дорога.

-         А как на Чернышевск?- интересуемся мы.

-         Ужас! Дороги нет, весь позвоночник вытряс.

Другие же обещают асфальт с небольшими участками гравия.

Сейчас читаю пометку в бортовом журнале: «поворот на Кудечу – стиральная доска» - этого уже не помню.

      Заправляемся  в Сбеге. С учетом погоды смеркается рано. Мне очень хочется двигаться вперед. Но, зная отношение Сергея к поездкам в темноте, молчу. Его «может дальше?» - для меня неожиданно. Прикидываем, что можем доехать до Аксеново-Зилово.  Дорожный азарт.

Сначала, действительно, хорошая дорога с небольшими участками грунта. Но это не долго. Дальше не просто грунт, которого во всем разнообразии уже повидали не мало, а полная зубодробилка. Волны идут одна, за одной поперек дороги, то есть, объехать нет ни какой возможности. Со своего ряда соседний кажется идеально гладким. В результате все едут наискосок, поминутно проверяя, как оно у соседей. Ко всему тучи, дождь.

В какой-то момент, уже в темноте, въезжаем на свежий асфальт.  Идеальное покрытие, но без разметки и обозначения краев. Учитывая, что местами дорожная отсыпка вровень с вершинами деревьев, разгоняться не хочется. Тем более, не известно, сколько это счастье продлится. По опыту – оно может закончиться в любой момент без каких-либо предупредительных знаков. Про себя произношу заклинания для разгона туч. Через непродолжительное время срабатывает. Огромная луна освещает дорогу и становится веселее. Вообще, если долго ехать  по ночной пустынной дороге, в определенный момент появляются Глюки. Каждый наслышан таких историй о девушках в белом, о бегемотиках, переходящих дорогу и подобных им. Вот и на моей полосе появляется белое привидение, вроде Каспера. Без паники. Плавно притормаживаю: огромная Белая сова недовольно зыркает на меня глазищами-блюдцами, медленно расправляет крылья и в три ленивых взмаха убирается с моего пути. Все в порядке, не глючу.

Появляется разметка дороги, леера с катафотами. На 120-ти проскакиваем Зилово. Следующий Жирекен, но высматривать его в темноте уже нет желания. Внутренний настрой на Чернышевск. Вот и он. И тут мы совершаем ошибку №3. Отправляемся искать ночлег в населенном пункте. Экскурсия по ночному Чернышевску в поисках «комнат отдыха» по ул. Центральная 96, заканчивается на доме с номером 44, дальше улица с другим названием. Еще один щелчок по носу. Решили же не заезжать в города. Снова на трассу. Подъезжаем к АЗС спросить разрешения встать на ночлег. Оператор просит забрать 3 литра дизеля (кто-то недолил, и колонка зависла) и вручает визитку с теми же комнатами отдыха. Но нас уже не проведешь. Справа огромная кемпинговая площадка. Спугнув одинокое авто, за 5 минут стелим постель  (которую больше уже и не собирали), и засыпаем под шум ветра и проезжающих машин. 3.30 утра. Это был самый долгий день по времени в пути. Пройдено 807км.

07 июля 2009. 7.00 утра.

Просыпаюсь в 7 утра – по местному времени уже 8.  Ни каких напоминаний о вчерашнем дожде. Солнце! День обещает быть жарким. На кемпинге мы одни. Сережа потягивается и заявляет, что подыматься не будет. В отличие от меня он - сова и  ранние побудки для него испытание. Ну и ладно. Везу его до ближайшего кафе. Дорога с крутым уклоном вниз - спать на ходу не получается. Правильно ложиться ногами вперед, тогда при торможениях в спинку переднего сиденья упираешься ногами, а не головой.

 

 

До ближайшего кафе 15 минут езды. Хорошая кухня, большая парковка.

После завтрака моем Сорик из болотца. На обратном пути его засыпали гравием.

Последние версты трассы Амур, протяженностью 3220км. Едем по федералке, хотя есть возможность объезда через Нерчинск. Гравийки осталось всего 120км.

Работы идут менее активно, чем в Амурской обл., лишь в районе Н.Шилки кладут полосу асфальта на восток. На обратном пути здесь всего три участка грунта всего 86км и очень много техники

По пути нас обгоняет Сафарь с магаданскими номерами. Затем мы обходим его. В итоге встречаемся на въезде в Читу. Семейная пара немного старше нас. Едут в отпуск. До Кемерово нам по пути. Интересуются нашими номерами. 25 регион известен, благодаря перегонам, но у нас – 125, оказывается, это вводит народ в заблуждение.

Этим тоже интересна дорога – мимолетные встречи, пересечение путей. Кто-то проносится мимо. Кто-то оставляет свой след в памяти…

Обнаружив на въезде в Читу кафе с заколоченными гвоздями дверьми, расстаемся с магаданцами, но не прощаемся. Дорога полна неожиданностей, может еще и увидимся. Они – на рынок за новым тентом, а мы хотим найти офис МТС, поскольку связи нет от Архары. Въезжаем на краешек Читы. Ради интереса вставляю камчатскую симку – есть связь! Углубляться в город желания нет. Покупаем пару диском МР-3 и покидаем Читу. На выезде сразу два кафе. Останавливаемся слева. Выясняется, что оно работает первый день и по ходу проводится обучение

персонала. Вкусно, но оч-чень долго.

Опять я за рулем после обеда. Сергей задремывает. Глядя на него, отчаянно борюсь со сном. К пяти часам понимаю, что дальше так нельзя, сворачиваю к речке и устраиваем тихий час. 

 

Трасса «Амур» пройдена. Спешить некуда.

В планах – Байкал, ТО в Иркутске, заезд в гости в Ачинск. График движения свободный.

После часового сна чувствуем себя посвежевшими.

Чашечка кофе окончательно восстанавливает силы. Отзваниваюсь родным и друзьям, узнаю, что в 250 км от Читы есть красивое озеро. Почему бы не посмотреть? Дорога идет среди сосновых боров. Населенные пункты носят соответствующие названия – Абалтуйский бор, Лесной городок. 

Поворот на озеро ровно в 250 км от Читы. Впрочем, как выяснилось позже, он не единственный. 6 км лесной дороги, и мы на базе каких-то профсоюзов, где нам готовы предоставить ночлег. К ужину и бане мы уже опоздали. База представляет собой старый пионерский лагерь. На детские кроватки с панцирными сетками выдают матрасики из старшей группы детского сада. Но озеро действительно замечательное.


Насыщенно - синяя вода, песчаный пляж и корабельные сосны. Говорят, что вода йодированная. Никак не могу запомнить название озера, пока не сочиняю детский стишок: мне на свете всех милей чудо-озеро – Арей! Теперь уже не забуду никогда. Достаточно прохладно, но вода манит к себе. После нескольких дней за рулем с наслаждением гуляем по берегу. В местном кафе пробуем позы, которые оказываются самыми вкусными за всю дорогу. Время к 12-ти, а солнце все еще висит над горизонтом, окрашивая озеро розовым, любуется само собой, не желая прощаться с этим днем.

Пройдено всего 562км.

08.07.2009

Выезжаем в 7.40. Утро прохладное, всего +9, но ясное небо обещает теплый день. На сегодня много планов – хочется побывать в Иволгинском дацане, и рассчитываем доехать до Байкала. Но первым делом останавливаемся в ближайшем кафе, там же – гостиница, душ.  

Въезжаем в Бурятию

На мосту через Селенгу прошу разрешения у охраны устроить фотосессию. От стража моста узнаем, что можно подняться на холм, на вершине которого расположилась скульптурная композиция оленей. Без этого предупреждения проехали бы мимо.

С холма панорамный вид на Селенгу. На первом уровне – тотемные столбы, на втором – камень с петроглифами, еще выше камень с обозначением этого места – стоянка былинного героя Гэсэра. На третьем, но не последнем уровне беседка, похожая на место жертвоприношений, а может - просто место отдыха по пути к вершине. С высоты беседки наш Сорик – как блестящий черный жук, не более того.

Направляемся в дацан. Как нас и предупредили, сегодня здесь много гостей, проходит какой-то форум.

В Иволгинске обедаем традиционными позами и, проехав краешком Улан-Удэ, следуем дальше, переведя время еще на час назад. Впереди - Байкал. Мы уже видим его. Прекрасная трасса, разогнавшись перед Боярском, при виде ДПС успеваем скинуть до 100.  после непродолжительных переговоров в качестве наказания за превышение получаем задание по доставке сотрудника в п. Выдрино – 250км. По карте поселок стоит на самом берегу Байкала и мы планировали там остановиться. Однако узнаем, что в Выдрино колония, то есть не лучшее место для ночевки. Получаем предложение заехать на Теплое озеро – в 100 м от Выдрино, но уже в Иркутской области. До Выдрино еду лежа в спальнике. Дорога в целом хорошая, удается даже подремать. Сворачиваем на Теплое озеро, но на территорию не попадаем. Нам предлагают VIP домик по 4 600р. Не могу объяснить, почему, но я категорически против, хотя вижу, что Сергей хотел бы остаться. Байкал и только Байкал. Едем дальше.

Река Снежная по пути к Теплому озеру

Вечернее солнце окрашивает гладь Байкала и небо нежно-розовым, затем щедро заливает золотом. 

Конечно же, останавливаемся для фотосессии. Вид удивительно напоминает амурский залив в районе Второй речки – железнодорожная ветка, гладь воды, западный берег юга Байкала. К нам подходят супруги из Хабаровска, которые здесь, в Иркутской области радуются нам как землякам. За Байкальском сворачиваем на базу «Байкал», где нам предлагают двухместный номер с горячим душем за 1 100р. К 10 вечера холодает до +9. Одеваемся и идем гулять по берегу. Нереальный вид розового неба и розовой воды – что-то инопланетное...

Прошли 860 км.

09 июля 2009

Тяжело подниматься рано утром с теплой постели. К восьми выезжаем с базы. За бортом +13, что по ощущениям очень тепло.

Проезжаем Слюдянку, протянувшуюся вдоль южного берега Байкала.

Поднимаемся на перевал и делаем остановку на видовой площадке. Конечно же покупаем байкальские сувениры – копч

Верх-Обское.

Бесконечно Светлые люди – Татьяна и Сергей Гранкины.

Как - будто мы всю жизнь были знакомы. Вторая половина дня проходит в задушевных беседах, купание в Оби, посещение часовни и могилы М.Евдокимова.  Атмосфера вызывает ассоциацию с фильмом «Любовь и голуби», тем более, что у Сергея четыре  голубятни. 

Сделать бесплатный сайт с uCoz